Подготовка руки к письму
Программа занятий
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Колокольчик»
Сухиничский район, п.Середейский
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом приказом № ____
Протокол № ____ от «____»_______20 г. От «____» _______20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа подготовительной направленности
Программа подготовки руки к письму.
Возраст обущающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год( 36 часов)
Автор-состовитель программы:
Шаталова Анастасия Валентиновна,
Воспитатель
п.Середейский
Содержание программы:
№ |
Разделы Программы |
|||
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
||||
1.1. |
Пояснительная записка |
|||
1.2. |
Актуальность программы |
|||
1.3. |
Отличительные особенности программы |
|||
1.4. |
Педагогическая целесообразность |
|||
1.5. |
Цель и задачи программы |
|||
1.6. |
Адресат обучающихся |
|||
1.7. |
Логика построения программы |
|||
1.8. |
Сроки и объём |
|||
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
||||
2.1. |
Учебный план |
|||
2.2. |
Календарный учебный график |
|||
2.3. |
Календарно-тематическое планирование |
|||
2.4. |
Планируемые результаты освоения программы |
|||
2.5. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы |
|||
3.1. |
Содержание программы |
|||
3.3. |
Ресурсы и условия реализации программы |
|||
4. |
Информационное обеспечение программы |
|||
5. |
Приложение |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовим руку к письму»
(далее программа), является
по содержанию - социально-гуманитарной,
по функциональному предназначению – учебно-познавательной,
по времени реализации – одногодичной,
по форме организации – кружковой,
по виду – модифицированная
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезовой, Е.В.Колесниковой, С.А.Калик, С.О.Филлиповой, Г.Г.Галкиной, Т.И.Дубининой и других, составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых и стратегических документов федерального, регионального и муниципального уровней:
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»
- ПП РФ от 15.08.2013 №706 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении правил оказания платных услуг»
- РП РФ от 24.04.2015 №729-р (ред. от 28.11.2018) «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. РП РФ от 04.09.2014 №1726-р»
- РП РФ от 04.09.2014 №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- РП РФ от 25.10.2014 №2125-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
- Приказ Минобрнауки РФ от 25.10.2013 №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 05.09.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2019 N Р-63 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» (вместе с «Паспортом ведомственной целевой программы
«Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»)
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2017 N 09-1256 «О привлечении обучающихся»
- Письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»
- Письмо Минобрнауки РФ от 03.10.2017 N 09-1995 «О направлении рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
«Основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»)
- «Методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей» (утв. Минобрнауки России 18.12.2017)
- Письмо Минобрнауки РФ от 10.05.2018 № ИП-353/09 «О запуске навигатора»
- Письмо Минобрнауки РФ от 05.02.2018 № 09-188 «О внедрении типового решения общедоступного навигатора дополнительного образования детей»
- Письмо Минпросвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»
- Письмо Минпросвещения России от 23.09.2019 N 05-ПГ-МП-17877 «О переводе внутри образовательной организации обучающихся»
- Письмо Минпросвещения России N МР-1070/06, Минспорта России N СК-ПВ-10/7666 от 02.09.2019
«О включении в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 21.06.2017 № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
-
- Актуальность программы
Связь между движениями рук и развитием умственных и творческих способностей человека была установлена еще во II веке до н.э., благодаря многочисленным исследованиям и наблюдениям. Особенно хорошо прослеживается зависимость развития речи и мелкой моторики маленького ребенка.
Мы живем в век стремительного развития технологий. Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют людей от необходимости стирать, лепить, шить руками. Эти, казалось бы, удобства жизни, вынуждают специалистов, в особенности педагогов, специально заниматься развитием руки ребенка.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).
Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. В последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.
Доказано, что чем лучше развиты рука, пальцы и графомоторные навыки, тем активнее развиваются все психические процессы: память, мышление внимание и связная речь, головной мозг.
Вспомним уникальность, и мудрость опыта наших предков, которая передавалась из поколения в поколение, это народные потешки: «Сорока белобока», « Мальчик пальчик», «Ладушки ладушки». По мнению Миры Михайловны Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга»
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений рук.
Поэтому одним из важных показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, является именно развитие мелкой моторики и графомоторных навыков уже в дошкольном возрасте, в особенности важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка (в особенности с ОВЗ) под руководством и при помощи взрослого.
Практика показывает, что не одна программа дошкольного образования – новая, либо ранее применяемая в детских садах, не включает такой важный раздел, как -подготовка руки к письму. И Федеральным государственным стандартом дошкольного образования не установлено учить детей писать и читать. Но педагоги дошкольных образовательных учреждений знают и понимают значимость этой проблемы, в том числе и для родителей воспитанников. Это диктует время.
Ведь именно в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать такие условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, которые будут способствовать развитию навыков ручной умелости.
А вот развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания - как традиционных, так и вновь открытых и дополнительных.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.
В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но программа это всего лишь документ, который необходимо пропустить через практику и отработать детально, получив положительный результат.
Поэтому у каждого педагога, работающего по данной программе, существует своя собственная технологическая модель реализации данной программы.
-
- Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовим руку к письму» является модифицированной программой, состоящей из нескольких модулей, которые могут быть легко изменены педагогом, исходя из поставленных перед ним целей.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она разработана с учетом интересов и социальных запросов и потребностей родителей и предусматривает кружковую работу по развитию мелкой моторики руки и подготовке её к письму.
Специфика программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, в конце её реализации к главной цели-чтению и письму.
-
- Педагогическая целесообразность:
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще-интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, исправление речевых дефектов, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствует развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему средств обучения и воспитания: специальных игр, упражнений и заданий, направленных на достижение планируемых результатов. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
-
- Цель и задачи программы
Цель программы – РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ.
ЗАДАЧИ
Мотивационно-ценностные |
Конгитивные |
Деятельностные |
воспитание: |
Формирование: |
Развитие: |
усидчивости и аккуратности в работе;
старательности и добросовестного отношения к работе;
ности в освоении навыков письма, стремлении учиться писать в школе;
|
|
|
Содержание, формы и методы работы с детьми подобраны с учетом особенностей детей с ОВЗ
-
-
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации.
-
- Адресат обучающихся
Педагог – обучающиеся – родители.
Уровень: дошкольное образование
Возраст обучающихся - 6 – 7 лет.
По количеству детей – подгрупповая. Наполняемость – до 12 человек.
-
- Логика построения программы
Программа состоит из 9 разделов - это разные техники развития мелкой моторики рук. объединяющиеся в одной теме, по той же общей теме недели, по которой проходит основная образовательная деятельность в детском саду. (принцип календарно-тематического планирования). По всем темам недели накоплен и систематизирован богатый практический и дидактический материал, а также оформлены центры детской активности.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- графический диктант (работа в тетрадях в клетку и линию)
- игры и действия с предметами
- рисование, раскрашивание
- работа с бумагой, оригами
- приемы самомассажа
Но, чтобы активизировать интерес детей к теме, каждое занятие проводится в 3 проекциях технологической модели:
- узнай
- действуй 3.расскажи
- Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс
подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
-
- Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Немаловажным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
- Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще-интеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
- Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения качества образования и эффективности обучения детей дошкольного возраста. Задача дошкольного учреждения состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка , укрепления психико-физического здоровья, ежегодного анализа и учета их образовательных возможностей и потребностей, социальных запросов и потребностей семей.
Уровень развития мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном
возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Принципы построения программы:
- Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей и речевых дефектов. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики рук у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Условия реализации Программы.
- Систематическое проведение занятий.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей. 4.Сотрудничество педагога с семьей.
Управленческие условия
- совершенствование и обновление нормативной базы, регламентирующей деятельность ДОУ в рамках дополнительного образования обучающихся (положения, приказы, договора с родителями и педагогами);
- подготовка локальных актов по созданию системы управления образовательной деятельностью (циклограммы, графики, планы);
- разработка единой концепции воспитательной системы обучающихся, конкретизированной в содержании и основных направлениях программы;
- заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий с педагогами ДОУ;
- проведение социологических исследований и анкетирования родителей и педагогов;
- создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов;
- анализ и обобщение опыта развития ребенка в семье.
Внутренние формы повышения квалификации:
Организация методической работы, представляющей собой один из главных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров, это:
- проведение конференций, «круглых столов», тематических семинаров;
- поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров;
- разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов по проблемам;
- проведение ежегодного «круглого стола» с привлечением педагогов и родителей.
Психологические условия
- анализ физических, психических, социальных аспектов здоровья каждого ребенка;
- анализ медико-психолого-педагогических условий воспитания, развития, здоровьесбережения, запросов семьи;
- разработка карт индивидуального физического развития и воспитания ребенка и основы медико- психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ и семье;
- разработка мероприятий по профилактике физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных проблем;
- изучение и учёт возрастных особенностей, интересов и образовательных потребностей обучающихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
- системная индивидуальная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа.
Проведенный изначально анализ предлагаемых современной практикой и теорией форм и методов позволил сделать выборку, отвечающую целям, задачам и принципам работы с коллективом, его интересами и потребностями. Так, ведущими формами организации методической работы стали: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, творческие отчеты, коллективные просмотры педагогической деятельности, наблюдение воспитательно-образовательного процесса, опросные методы. Данные формы позволяют включить всех педагогов в активную исследовательскую, творческую деятельность и добиваться больших результатов в повышении квалификации педагогических кадров в области развития дополнительного образования.
Материально-технические условия
- улучшение безопасных медико-социальных условий;
- обеспечение санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса в ДОУ (выявление степени соответствия образовательного учреждения существующим требованиям: размещение, участок, здание, оборудование ДОУ помещений;)
Организационные условия.
- мероприятия управления персоналом на индивидуальном и групповом уровнях;
- консультирование педагогов и родителей, разработка и внедрение рекомендаций по организации образовательной деятельности и предметно-пространственной среды.
В аспекте решения задач информационно-просветительского и культурно-просветительского обеспечения управления в ДОУ было проведено:
- регулярная разработка проектов и публикация авторских печатных разработок, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- создание родительских лекториев, ;
- формирование библиотек для родителей в ДОУ при семейных клубах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в областных средствах массовой информации, освещение работы ДОУ на официальном сайте, в сети «Интернет» и СМИ.
- Сроки и объём курса
Сроки реализации программы «Готовим руку к письму» - 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю с сентября по май – всего 72 академических часа в год, длительность занятий– 30 минут.
Всего занятий – 36
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание программы включает модули в соответствии с комплексно-тематическим планированием (темами недели) коррекционных (логопедических) групп для детей с ОВЗ (ТНР):
- «Педагогическая диагностика»
- «Осень»
- «Зима»
- «Весна»
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название модуля |
ОСЕНЬ |
ЗИМА |
ВЕСНА |
Педагогическая диагностика |
Тема |
Детский сад и игрушки Овощи Ягоды Грибы Одежда и обувь Домашние животные Домашние птицы Наша Родина Школа и библиотека Дикие животные Осень. Обобщение. Игрушки |
Зимующие птицы Строительные профессии Новый год Зимние забавы Семья Мебель Почта (Профессии) Наш город Защитники отечества Зима. Обобщение. |
Мамин праздник Наша пища Посуда Весна Животные жарких стран Космос Перелётные птицы Транспорт Откуда хлеб пришёл? День Победы Рыбы Насекомые |
Готовность руки к овладению письмом |
Формы аттестации/ контроля |
Наблюдение |
Наблюдение |
Наблюдение |
Педагогическое наблюдение и анализ результатов выполняемых заданий. |
-
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание |
|
Продолжительность рабочей недели |
5 дней (с понедельника по пятницу) |
Время работы учреждения |
12 часов в день (с 7.00 до 19.00 часов) |
Нерабочие дни |
суббота, воскресенье и праздничные дни |
Количество групп |
1 |
Начало учебного года |
01.09.2020 |
Окончание учебного года |
28.05.2021 |
Продолжительность учебного года, всего, в том числе |
36 недель |
Количество занятий в группе в неделю/ месяц/всего в го |
1/4/36 |
-
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Месяц |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Алгоритм учебного занятия |
Место проведения |
1 |
сентябрь |
16:00-16:30 |
Игра |
1 |
Педагогическая диагностика |
1.Развитие мелкой моторики. 2.Ориентировка в пространстве. 3.Срисовывание образца.
|
группа |
2 |
сентябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Детский сад и игрушки |
|
группа |
3 |
сентябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Овощи |
|
группа |
4 |
сентябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Ягоды |
|
группа |
5 |
октябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Грибы |
|
группа |
6 |
октябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Одежда и обувь |
|
группа |
7 |
октябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Домашние животные |
|
группа |
8 |
октябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Домашние птицы |
|
группа |
9 |
октябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Наша Родина |
|
группа |
|
|||||||
10 |
ноябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Школа и библиотека |
|
|
11 |
ноябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Дикие животные |
|
группа |
12 |
ноябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Осень. Обобщение |
|
группа |
13 |
ноябрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Игрушки |
|
группа |
14 |
декабрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Зимующие птицы |
|
группа |
15 |
декабрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Строительные профессии |
|
группа |
16 |
декабрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Новый год |
|
группа |
17 |
декабрь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Музыкальные инструменты |
|
группа |
18 |
январь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Зимние забавы |
|
группа |
19 |
январь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Семья |
|
группа |
|
|||||||
20 |
январь |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Мебель |
|
группа |
21 |
февраль |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Почта (Профессии) |
|
группа |
22 |
февраль |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Наш город |
|
группа |
23 |
Февраль |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Защитники отечества |
|
группа |
24 |
Февраль |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Зима |
|
группа |
25 |
март |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Мамин праздник |
|
группа |
26 |
март |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Наша пища |
|
группа |
27 |
март |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Посуда |
|
группа |
28 |
март |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Весна. |
|
группа |
|
|||||||
29 |
апрель |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Животные жарких стран |
|
группа |
30 |
апрель |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Космос |
|
группа |
31 |
апрель |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Перелётные птицы |
|
группа |
33 |
апрель |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Откуда хлеб пришёл? |
|
группа |
34 |
май |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
День победы |
|
группа |
34 |
май |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Рыбы |
|
группа |
35 |
май |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Насекомые |
|
группа |
36 |
май |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Цветы |
|
группа |
37 |
май |
16:00-16:30 |
игровая |
1 |
Педагогическая диагностика |
1.Развитие мелкой моторики. 2.Ориентировка в пространстве. 3.Срисовывание образца.
|
группа |
-
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Воспитанник будет знать: |
|
Воспитанник будет уметь: |
|
Воспитанник сможет решать следующие жизненно- практические задачи через: |
|
Воспитанник способен проявлять: |
|
Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует формированию следующих интегративных качеств ребенка:
Интегративные качества ребенка, сформированные при реализации программы по подготовке руки ребенка к письму и развитии мелкой моторики рук:
- сформированность основных физических качеств и потребностей в двигательной активности;
- самостоятельность выполнения доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;
- проявление интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
- способность самостоятельно действовать;
- в случаях затруднений умение обращается за помощью к взрослому;
- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач;
- работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- сформированность умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов детской деятельности.
- СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая педагогическая диагностика. Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используется
педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Форма отслеживания результатов |
и фиксации |
образовательных |
аналитическая справка |
|
Форма предъявления результатов |
и |
демонстрации |
образовательных |
диагностическая карта |
Диагностическая карта
Ф.И. ребенка |
Развитие мелкой моторики рук |
Ориентирование в пространстве |
Развитие графических навыков |
Вырезание ножницами |
|||
Копирование образца |
Штриховка |
Графический диктант |
|||||
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием:
-
-
- методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» (Москва, 2009г.),
- графических диктантов Д.Б.Эльконина,
- монометрического теста «Вырезание круга»
-
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ:
- Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
- Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам
- Д/И «Найди, где спрятано?»
- Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку
- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
- Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
- Графический диктант.
- графический диктант по словесной инструкции
- Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
-
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка ( за каждое правильное задание ставится 5 баллов):
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 50- 60 баллов.
Средний уровень - есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 26 до 49 балла.
Низкий уровень - задание не выполнено, сумма баллов от 15 до 25 баллов.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание программы
Программа разработана, в виде системы работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики рук, как одного из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, укреплению психико-физического здоровья, во взаимосвязи с другими видами деятельности и в интересах воспитанников и родителей (законных представителей).
Продолжительность занятия – 30 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю в кабинете.
Вводная часть:
-
-
- Занимательная разминка – тематическая пальчиковая гимнастика.
-
Основная часть:
-
-
- Разные виды упражнений (практических заданий) на развитие мелкой моторики рук и ориентировку в пространстве.
- Физ. минутка (динамическая пауза), дыхательная гимнастика, игровой самомассаж.
-
Заключительная часть:
-
-
- Дорисуй узор, штриховка.
-
Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:
- возраст, опыт детей, вид деятельности;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;
- соблюдение темпа и периодичности деятельности;
-сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- постепенное усложнение заданий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.
Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
-
-
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- графический диктант (работа в тетрадях в клетку и линию)
- игры и действия с предметами
- рисование, раскрашивание
- работа с бумагой, оригами
- приемы самомассажа
-
Раздел “Пальчиковая гимнастика” |
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительно-моторную координацию. |
Раздел “Лепка” |
В процессе деятельности дети изображают предметы действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности. |
Раздел “Аппликация” |
Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. |
Раздел “Графические упражнения” |
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение |
свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. |
Раздел «Графический диктант» |
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве. На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой. В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. |
Раздел “Игры и действия с предметами” |
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых. |
Раздел “Рисование, раскрашивание” |
Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. |
Раздел «Работа с бумагой, оригами» |
Предназначендляразвития точных движений и памяти. Этому помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). |
Раздел «Игровой самомассаж». |
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему |
дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. |
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. |
-
- Ресурсы и условия реализации программы
СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наименование основного оборудования |
Единица измерения |
Кол-во единиц (в расчете на 1 группу) |
Объекты |
||
учебный кабинет на 14 посадочных мест |
шт. |
1 |
методический кабинет |
шт. |
1 |
Оборудование и инвентарь |
||
персональный компьютер (рабочее место педагога) |
шт. |
1 |
мультимедиа-проектор |
шт. |
1 |
экран |
шт. |
1 |
Дополнительное и вспомогательное оборудование |
||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое и дидактическое и информационного обеспечение программы |
|
Материальное |
|
обеспечение программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды контроля |
|
Формы контроля |
|
Немаловажным этапом работы педагога является создание качественной развивающей предметно – пространственная среды, которая предусматривает наличие пособий, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Они расположены в разных центрах детской активности, наполняемость центра каждую неделю меняется в зависимости от темы недели.
G В центре моторного и конструктивного развития расположены:
-
-
- сухой бассейн с семенами фасоли;
- прищепки;
- пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами материалы для нанизывания;
- бусы, четки;
- игры шнуровки, сделанные руками родителей и педагогов;
- различный бросовый материал
-
G Центр искусства ЦИ - трафареты, шаблоны, раскраски, пластилин, алгоритмы рисования, лепки, аппликации
G Центр театральных игр ЦТИ- пальчиковый театр,
G Центр строительно-конструктивных игр ЦК - лего конструктор, Магнитный конструктор, кубики.
G Центр ручного труда ЦР/Т - алгоритмы поделок в технике обрывания, алгоритмы простых поделок из бумаги – оригами.
-
-
- алгоритмы поделок из природного материала, алгоритмы поделок бросового материала. Центр моторного и конструктивного развития ЦМ - игры с прищепками,
- шнуровки, пазлы, бусы различной величины для нанизывания, мозайка, пуговицы для выкладывания фигур по контуру, семена фасоли, тыквы, арбуза, камушки
- шишки, мячики ёжики, шарики, ленты для скручивания, игры с застёгиванием пуговиц, сухой бассейн с семенами фасоли;
-
G Центр речевого развития ЦР - пальчиковая гимнастика, карточки рисуем по клеткам.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по интересам, побуждает детей к самостоятельности, а самое главное, позволяет закрепить пройденный материал.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
Форма обучения: очная
Основная форма организации образовательного процесса |
|
Методы обучения |
|
Приемы обучения |
|
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, беседы об этике поведения..
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, творческая мастерская, мастер-класс, конкурс.
Педагогические технологии: технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности.
Формы аттестации:
- творческие задания;
- участие воспитанников в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006.88с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
- Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР, Приложение к пособию", 2010 "Развиваем графические навыки.
- Грушина Л. В. -Мастерилка. (Я дарю подарки, Я устраиваю праздник), 2009
- Жукова Н.С. Пропись №1, №2, №3,2015
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.
- Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.
- Кузнецова О.С., Мудрак Т. С., Мастерилка. Я строю бумажный город, 2009
- Лыкова И. А., Мастерилка. (Я будущий скульптор, Я вырезаю из бумаги, Я собираю гербарий, Я делаю аппликации, Я создаю поделки, Я леплю из пластилина), 2009
- Майорова Ю.А.Поделки из соленого теста и пластилина. Серия «Идеи для творчества» / сост.Ю.А.Майорова.- Нижний Новгород, «Доброе слово», 2011
- Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет.сада/ Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.
- Проснякова Татьяна, Забавные фигурки. Модульное оригами, 2010
- Сталл К., Мастерилка. (Я украшаю дом, Я встречаю новый год), 2009
- Уотт Фиона– Энциклопедия юного художника, М.: «Робинс», 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровой самомассаж.
Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Растирание ладони.
- «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки - ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
- «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал горячо. Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим - И огонь себе добудем.
- «Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо. Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять. Колобочков накатаем, Будем маме помогать.
Растирание пальцев.
- «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.
- «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх - вниз. Ножик должен острым быть. Чтобы чистил нам морковку
Будем мы его точить, и картошку на готовку.
- «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки. Пилим, пилим мы бревно -
Очень толстое оно.
Растирание предплечья
- «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем.
- «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую. Мы сперва ее растянем, а затем обратно стянем.
- «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю. Вышли гуси на луга, щиплют травку: - Га – га - га!
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника